Основная проблема капитализма – это то, что по мере развития производительных сил общества всё большее количество людей будет лишаться работы. Научно-техническая революция, автоматизация, роботизация массово высвобождают людей из сферы производства.
А это означает, что слой людей, обладающих платежной способностью и покупающих всю эту растущую гору производимого товара, будет сокращаться. И через какое-то время капиталистам некому будет продавать товар. В общем-то, в этом и состоит суть развивающегося в мире с 2008 года кризиса и того, что никакие меры не помогают, а ситуация только ухудшается. Закредитованность и затоваренность растёт, экономика останавливается.
Да, запасы произведённого товара неизбежно, глобально и постоянно будут нарастать, производства закрываться, экономика коллапсировать.
Впервые эту «основную проблему капитализма» описал Курт Воннегут в 1952 году в своём не слишком известном романе «Утопия 14».
Первые признаки надвигающегося будущего были замечены во время Великой Депрессии 1930-го года. Именно тогда Кейнс предложил свою концепцию «выращивания среднего класса», который должен выполнять роль «потребительской клоаки» – места, в которое будут сливаться произведённые товары. В этом суть «кейнсианства».
Современный Китай, «развивающий внутренний спрос» через увеличение зарплат, выплат, пособий, идёт тем же путём.
Бен Бернанке, бывший глава ФРС, призывавший «разбрасывать деньги с вертолёта», говорил об этом же.
Политика «количественного смягчения», которая несколько лет подряд проводилась в Штатах, Японии, Швейцарии, Евросоюзе – это просто другое название «разбрасывания денег с вертолёта». Правда, не населению, а банкам. «Безусловный базовый доход» в развитых странах – это то же самое. Правда, не банкам, а населению.
Как бы то ни было, разбрасывание денег приносит лишь временное облегчение экономике, банки выдают кредиты предприятиям, те – зарплату рабочим, предприятия продать производимые товары не могут, кредиты возвращать нечем. Можно лишь ещё раз выдать необеспеченные кредиты, что есть «смерть экономики», либо не давать необеспеченные кредиты, что есть «смерть предприятий» и, соответственно, «смерть экономики». Куда не кинь, говорил Гамлет… Или он говорил: «Кинь или не кинь?».
Должно быть так, но этого не видно. Почему? Потому же, почему не видно глобального потепления и других глобальных бед, угрожающих человечеству. Человек маленький, процессы большие, долгие, медленные. «На наш век хватит». Да и видит он лишь то, что хочет видеть, на что настроен его мозг. Поэтому, если вы чего-то не видите, это значит лишь, что вы чего-то не видите.
Вот просто даже интересно, выживет ли на этот раз человечество?
Автор: Александр Клейн, философ, предприниматель